Когда речь заходит о древних цивилизациях — античном Риме, Древнем Египте или царствах Индии, неизбежно сталкиваются две точки зрения. Одна из них приписывает нашим предкам чудеса изобретательности, которые могут даже превосходить современные технологии. Обычно это основано на некритическом прочтении источников, а также излишнем доверии к нарративу, дошедшему до нас в виде мифов и легенд. В самом деле, если в Египте были «вечные» источники света, а в Индии – негорящие ткани, то можно легко поверить и в многотысячные армии, и в дворцы, возведенные за один день. Вторая же точка зрения относится к прошлому с гипертрофированной критикой, утверждая, что это всего лишь вымысел или, как максимум, легенды. Правда же находится посередине.
Возьмем, к примеру, «вечные» светильники. Свидетельства о них неоднократно встречаются в античном и эллинистическом мире — эти лампы горели месяцами, не затухая и не требуя обслуживания. Согласно теории Афанасия Кирхера, такое действительно возможно, если использовать скрытый механизм, который будет доливать топливо и асбестовый фитиль. Асбест — это минерал, обладающий уникальной стойкостью к высоким температурам. Он не горит, не плавится, не выделяет при нагреве вредные пары, обладает низкой тепло- и электропроводностью. Сегодня из него изготавливают более 300 видов промышленных изделий, в том числе фрикционные материалы для легковых и грузовых автомобилей, станков, защитное снаряжение для пожарных и работников «горячих цехов». Асбест состоит из волокон, из которых действительно можно ткать. Об этом, кстати, пишет историк Страбон. В его сочинениях фигурируют камни, которые «прядут как шерсть». Плиний Старший, еще один античный историк, рассказывал о негорящих саванах, которые использовали для сожжения знатных особ в Индии. Наличие асбестовых тканей подтверждает и археология — при раскопках Помпей были найдены римские захоронения, в которых тела были обернуты асбестовой тканью.
Таким образом, подтвержденное использование асбеста и вполне достоверная теория, объясняющая возможность создания «вечных» ламп вполне позволяют предположить их реальное существование. Тем более, свидетельства о них достаточно обильны. Плутарх писал о «вечном» светильнике, находящимся над дверью храма Юпитера-Аммона, а святой Августин упоминал о «дьявольской» лампе, которой были не страшны ни ветер, ни вода. Еще одна вечно горящая лампа имелась и в Эдессе (Антиохии) во времена правления императора Юстиниана (VI в.). Она находилась в защищенной от стихий нише над городскими воротами и горела, судя по выбитой на ней дате зажжения, более 500 лет, пока не была разбита солдатами. Дополнительное, и, пожалуй, косвенное свидетельство, можно найти в арабском мире. Путешественник Махди около 985 года н.э. посетил древние асбестовые рудники в Бадахшане, где добывали «хаджар-ул-фатилах». Волокна этого удивительного камня использовались как основа для фитилей светильников. Как известно, арабы после основания халифата весьма широко восприняли наследие эллинистического мира…
Итак, один древний миф оказался не таким уж и легендарным, хотя и особых «мистических» свойств у него не обнаружилось. Наши древние предки использовали во многом похожие решения, разве что не понимали физических принципов, лежащих в их основе. Современное использование асбеста и изделий на его основе — лучшее тому подтверждение.