Сегодня хризотиловое волокно используют более чем в 300 видах промышленной продукции. Мы встречаем их каждый день — крыши на домах покрыты хризотилцементным шифером, фасады облицованы фасадными панелями, а вода в дома доставляется по хризотилцементному водопроводу. Широкое использование продукции на основе хризотилового волокна обусловлено его уникальным сочетанием полезных свойств. Он не горит, не плавится, не выделяет вредные пары при нагреве, химически инертнен к большинству воздействий и устойчив к механическим повреждениям. Впрочем, помимо привычного, бытового применения хризотила существует и оригинальное использование минерала, породившее ряд казусов в современной истории. Вот несколько примеров.
Саркофаг для Туринской плащаницы
В 1972 году некто проник в часовню, где хранится одна из самых почитаемых святынь католического мира — Туринская плащаница. Он поджег здание, надеясь уничтожить ткань, в которую по преданию было обернуто тело Иисуса Христа после смерти. Позднее полиция выяснила, что злоумышленник использовал напалм, чья температура горения колеблется от 900 до 1100°С. Святыня уцелела — её спасла крышка от саркофага, изготовленная из хризотилового асбеста. Хризотиловое волокно не горит при любых температурах, а свои свойства теряет при нагреве в 1500°С. Итальянская полиция так и не смогла напасть на след злодея, Туринскую же плащаницу спрятали поглубже и понадежнее.
Горящая корова Тарковского
Хризотиловый асбест активно используется не только при сохранении культурного наследия человечества, но и при его создании. В 1965 году стало известно, что при съемках фильма «Андрей Рублев» режиссер Андрей Тарковский обернул корову одеялом из хризотилового волокна, а затем поджег — обезумевшее от страха животное стало визуальным символом жестокости татарских отрядов, вторгавшихся на русские земли. Весьма спорное с точки зрения гуманизма решение осудили в тогдашней прессе. Затем метод Тарковского в 90-е годы применили при съемках клипа Du Hast группы Rammstein. Там в хризотиловый костюм был одет каскадер, которого также подожгли для создания сочного кадра. В отличие от коровы, сданной на бойню после съемок, актер выжил и здравствует до сих пор.
Огнеупорная книга
В качестве огнезащитного материала хризотил используется повсеместно, в том числе и для создания уникальных культурных объектов. Часть первого тиража романа Рэя Бредберри «451 градус по Фаренгейту» была выпущена в хризотиловой обложке, как бы парафразируя крылатую цитату Булгакова о негорящих рукописях. В самом романе-антиутопии специальные «летучие бригады» уничтожают книги по заданию правительства, чтобы не допустить вольнодумства в обществе и обеспечить его полный контроль. Сегодня этот экземпляр книги достать практически невозможно, ведь все они находятся в частных коллекциях. Цена каждого тома колеблется в районе 17 500 долларов США.
Верхом на лаве
Не обошло применение хризотилового асбеста и научную среду. В 1938 году советские вулканологи Иванов и Попков провели первый в мире дрейф на вулканической лаве. Они были обуты в хризотиловые башмаки, стояли на хризотиловой ткани — и так смогли устоять на коме остывшей лавы, брошенной в поток. Благодаря негорючести и низкой теплопроводности волокна они смогли совершить путешествие длиной в 2 км, на что потребовался примерно один час. «Мы не могли просто стоять на горячей движущейся корке, так как ее температура была 270—300°C, поэтому нам приходилось взбираться на угловатые выступы, чтобы ветер остудил наши асбестовые башмаки. Во время работы мы подстилали под ноги листовой асбест, и все равно нам приходилось часто стоять, подобно аистам, на одной ноге», — написали они позднее в своем отчете.